Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Федеральные документы:
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020гг
- ПРИКАЗ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудованные учебные кабинеты для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в лёгкой форме, с задержкой психического развития (ЗПР) |
|
Объекты для проведения практических занятий приспособлены для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в лёгкой форме, с задержкой психического развития (ЗПР) |
|
Библиотеки |
отсутствуют |
Объекты спорта |
отсутствуют |
Средства обучения и воспитания приспособлены для использования обучающимися с расстройствами аутистического спектра (РАС) в лёгкой форме, с задержкой психического развития (ЗПР) |
Ноутбуки, телевизоры, принтеры, компьютеры, музыкальная аппаратура, синтезаторы, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, экраны. |
Обеспечен беспрепятственный доступ в здание образовательной организации для обучающимися с расстройствами аутистического спектра (РАС) в лёгкой форме, с задержкой психического развития (ЗПР) |
|
Специальные условия питания обучающихся |
не предусмотрены |
Специальные условия охраны здоровья обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в лёгкой форме, с задержкой психического развития (ЗПР) |
Рециркуляторы, диспенсеры бесконтактные и механические для обработки рук, санитайзеры, электронные термометры, маски, перчатки, дез. средства, инструкции по охране труда и здоровья обучающихся. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям |
широкополосная сеть Уфанет |
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы |
Обучающие материалы на сайте учреждения http://iskra-orsk.ru/index.php/gosuslugi-preimushchestva-ispolzovaniya/2-uncategorised/93-rabota-metodicheskij-obedinenij |
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы |
Информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании - https://dop-obrazovanie.com/ Цифровые технологии в образовании - https://1sept.ru/ Образовательный портал - https://infourok.ru/ Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» — http://window.edu.ru |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в лёгкой форме, с задержкой психического развития (ЗПР) |
Ноутбуки, телевизоры, диапроектор, принтеры, компьютеры, музыкальная аппаратура, синтезаторы, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, экраны. |